Вишня расцветает ночью
Отряд 731

ХАЛХИН-ГОЛ: МОНГОЛЬСКОЕ БЛЮДО ЯПОНСКОЙ КУХНИ ДЬЯВОЛА

75 лет назад в боях на реке Халхин-Гол Квантунская армия впервые в истории Второй мировой войны испытывала и применяла против советско-монгольских войск бактериологическое оружие. В прошлом 2013 году в Восточной Азии разгорелся скандал вокруг памяти о Второй мировой войне. Южнокорейская газета Chosun Ilbo опубликовала сделанную 12 мая 2013 года фотографию японского премьера Синдзо Абэ, сидящего с улыбкой в кабине учебного самолета и поднявшего вверх большой палец.

Появление японского премьера перед журналистами в самолете с бортовым номером 731 является частью стратегии по преодолению Японией психологического наследства Второй мировой войны

Подпись к фото гласила «Бесконечная провокация Абэ». Протесты корейских журналистов вызвал не сам премьер, а номер учебного самолета, в котором он сидел, – 731. Во время Второй мировой войны отряд 731 под руководством Сиро Исии занимался чудовищными биологическими и химическими опытами над людьми , при этом главные японские изуверы по окончании войны не понесли никакой ответственности.

Дешевое оружие для бедной страны…

После Первой мировой войны первым межгосударственным соглашением в сфере международного гуманитарного права стал Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июля 1925 г. К Протоколу присоединились 43 государства, в том числе и СССР. Япония не ратифицировала указанный Протокол, поскольку ее военно-политическое руководство вынашивало захватнические планы в Азии, в ходе осуществления которых биологическим средствам ведения войны отводилось определенное место.

В Маньчжурии секретные формирования для создания бактериологического оружия были развернутыпо приказу императора Хирохито

В 1935–1936 годах японский милитаризм превратил соседнюю Маньчжурию в плацдарм для подготовки и ведения бактериологической войны с СССР, Китаем и Монголией. Там для создания бактериологического оружия по приказу императора Хирохито были развернуты два секретных формирования, получивших впоследствии кодовые наименования «отряд 731» и «отряд 100». Эта преступная деятельность была раскрыта в материалах, в первую очередь, судебного процесса над небольшой группой ее участников в Хабаровске, а также документальных книгах Моримура Сэйити (знаменитая «Кухня дьявола» ), Михаила и Надежды Супотницких.

На процессе в Хабаровске в первом ряду слева направо: Кадзуо Митомо - сотрудник отряда № 100, принимал непосредственное участие в изготовлении бактериологического оружия и лично испытывал действие бактерий на живых людях, Киёси Кавасима - начальник производственного отдела отряда № 731, непосредственно руководил выращиванием смертоносных бактерий, принимая личное участие в массовом умерщвлении заключённых во внутренней тюрьме при отряде во время опытов по заражению их бактериями тяжёлых инфекционных болезней, Дзэнсаку Хирадзакура - сотрудник отряда № 100, лично вёл исследования в области разработки и применения бактериологического оружия, в целях изыскания наиболее эффективных способов бактериологического нападения на СССР производил отравление притоков реки Аргунь в районе Трёхречья, Отодзо Ямада - с 1944 года по день капитуляции Японии командующий японской Квантунской армией, руководил преступной деятельностью подчинённых ему отрядов №№ 731 и 100, поощряя производимые в этих отрядах убийства тысяч людей во время экспериментов по применению бактериологического оружия. Фото Байдалов В., РГАКФД

Хабаровский процесс — суд над бывшими военнослужащими японской Квантунской армии, обвинявшимися в создании и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола 1925 года в период Второй мировой войны, которые были пленены Советской армией в августе 1945 г. Процесс проходил в Хабаровске с 25 по 30 декабря 1949 года в военном трибунале Приморского военного округа, на нем было доказано, что отряды № 731 и 100 японской армии вышли за рамки лабораторных и полигонных испытаний бактериологического оружия и встали на путь практического применения созданного ими оружия в боевых условиях.

Как известно, идея подготовки бактериологической войны принадлежала японскому микробиологу Сиро Исии, в 1936 г. он был назначен начальником формирований по подготовке средств ведения бактериологической войны, которые были строго засекречены. Исии утверждал, что поскольку Япония — страна бедная природными ресурсами, то, чтобы уравнять шансы в войне с индустриально развитыми странами, ей необходимо дешевое, но мощное оружие массового поражения войск и населения противника. Только в отряде 731 к концу войны было более 3 тыс. сотрудников, включая виднейших бактериологов Японии.

В 1936 г. начальником формирований по подготовке средств ведения бактериологической войныбыл назначеняпонский микробиолог Сиро Исии. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Офицеры Маньчжурского отряда 731. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

По показаниям на Хабаровском процессе бывшего командующего Квантунской армией генерала Ямада Отозоо: «…731-й отряд официально именовался «Управлением профилактики и водоснабжения Квантунской армии», что являлось известным прикрытием действительного назначения отряда. С этой же целью работники отряда носили общевойсковую форму, без знаков различия медицинской службы. Мы опасались, что большое скопление медицинских работников может вызвать нежелательные подозрения относительно действительного характера 731-го отряда».

Бывший командующий Квантунской армией генерала Ямада Отозоо даёт показания на Хабаровском процессе. Фото Байдалов В., РГАКФД

На самом деле только один отдел отряда из восьми (третий) занимался профилактикой и водоснабжением, остальные — исключительно подготовкой и ведением бактериологической войны. Японцы вели работы над использованием возбудителей чумы, холеры, газовой гангрены, сибирской язвы и брюшного тифа. Маньчжурия граничила с Советским Союзом, поэтому в случае начала войны оттуда легче всего использовать бактериологические средства.

Маньчжурский отряд 731 вел работы над использованием возбудителей чумы, холеры, газовой гангрены, сибирской язвы и брюшного тифа

Опыты с возбудителями смертельных заболеваний проводились на советских и китайских пленных, которых японцы именовали «бревнами». Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Кроме того, японцы считали Маньчжурию очень удобной для экспериментов по изучению средств бактериологической войны поскольку «там было достаточно подопытного материала». Опыты проводились на советских и китайских пленных, которых японцы именовали «бревнами».

При этом отряд получил серьезную научно-производственную базу: в 1938-1939 гг. в поселке Пинфан в 20 километрах от Харбина был построен громадный военно-бактериологический комплекс, его район был объявлен особой военной зоной Квантунской армии.

В 1938-1939 гг. в поселке Пинфан недалеко от Харбина был построен громадный военно-бактериологический комплекс. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Производственный (четвертый) отдел отряда представлял, по выражению его начальника Кавасима, «фабрику по массовому изготовлению различных бактерий». Её мощности позволяли ежемесячно изготавливать до 300 кг бактерий чумы (производимые бактерии измерялись килограммами, поскольку они содержались в густой сметанообразной массе, снятой с поверхности питательной среды).

Карта-схема особой военной зоны Квантунской армии вокруг бактериологического комплекса отряда 731. Из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Признание Тосихидэ Ниси

На Хабаровском процессе в обвинительном заключении содержались три эпизода применения бактериологического оружия в войне против Китая. Тогда же стало известно и о практическом применении отрядом полковника медицинской службы Сиро Исии бактериологического оружия в ходе военных действий на реке Халхин-Гол летом 1939 г. (Широко теперь известное зашифрованное название, «Маньчжурский отряд 731», подразделение получило спустя два года после событий у Халхин-Гола, то есть в августе 1941 г.). Таким образом, бактериологические диверсии против СССР начались с операций специальной группы смертников Квантунской армии из отряда Сиро Исии во время первых столкновений японских и советско-монгольских войск в 1939 г.

Харбинский вокзал периода Маньчжоу-Го, здесь японская жандармерия передавала людям Исии пленников для вивисекций, Из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

В частности, в материалах Хабаровского процесса зафиксированы показания начальника филиала № 673 отряда № 731 в гор. Суньу подполковника медицинской службы Тосихидэ Ниси: «Мне известно о применении отрядом Исии бактериологического оружия во время инцидента у Халхин-Гола. В июле 1944 года я из филиала Суньу был переведен на должность начальника учебного отдела 731-го отряда на ст. Пинфан. Работу я принимал от своего предшественника полковника Санода. В тот же день полковник Санода выехал в Японию. Я вскрыл его сейф и нашел документы, говорившие о применении бактериологического оружия во время Номанганского инцидента, т.е. у реки Халхин-Гол. Тут имелись негативы фотографий того времени, список смертников, принимавших участие в этой операции, и приказ майора Икари. Я помню сейчас, что в отряд смертников входили два офицера, около 20 унтер-офицеров и рядовых. Под этим списком шли подписи, сделанные кровью.

Вопрос: Чья подпись была первой? Ответ: Начальника отряда Икари. Далее следовал целый ряд детализирующих приказов Икари, а именно, как рассаживаться на автомашины, как использовать банки из-под керосина, затем несколько указаний о том, как возвращаться. Из этих двух документов мне стало понятным, что отряд смертников из 20–30 человек заразил бактериями реку Халхин-Гол».

Знамя отряда 731. Из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

При организации Хабаровского процесса Советский Союз из-за сжатых сроков не прибегал к помощи китайской стороны по привлечению дополнительных доказательств. Однако в последнее время в КНР появился ряд публикаций, в которых китайские исследователи преступлений Маньчжурского отряда 731 сообщают сведения об обстоятельствах испытания и применения японской Квантунской армией бактериологического оружия против советско-монгольских войск в период сражений на Халхин-Голе, которые, насколько можно судить, не были в научном обороте в нашей стране.

Мощности производственного отдела отряда позволяли ежемесячно изготавливать до 300 кг бактерий чумы. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Исии едет в Монголию

После вооруженного конфликта в районе озера Хасан в 1938 г. командование Квантунской армии приняло «Основные положения об урегулировании пограничных конфликтов между Маньчжоу-Го и Монголией». Этот документ помимо прочего регламентировал, что «в тех районах, где прохождение пограничной линии неясно», командирам разрешается «устанавливать граничную линию по собственному решению», а также «временно входить на территории, находящиеся под контролем СССР». Командование дислоцированной в Хайларе 23-й дивизии 13 мая 1939 г. созвало в Хайларе совещание для доведения «Основных положений» до личного состава. В это время командир 23-й дивизии Мититаро Комацубара, получив информацию о пограничных столкновениях в районе высоты Номонган на правом берегу Халхин-Гола, отдал в подразделения приказ провести подготовку к широкомасштабному наступлению.

Бактериологические диверсии против СССР начались с операций специальной группы смертников Квантунской армии из отряда Сиро Исии во время первых столкновений японских и советско-монгольских войск в 1939 г.

С началом второго этапа конфликта в районе реки Халхин-Гол, который в Китае называют «Номонганской войной», отряд Сиро Исии получил приказ штаба Квантунской армии выдвинуться в район боевых действий. Исии в третьей декаде июня направил в район Халхин-Гола около 200 своих подчиненных – половину тогдашнего личного состава отряда . 15 июля командир 23-й дивизии Комацубара оставил в своем дневнике запись, что у него «был с визитом полковник медицинской службы Исии».

Бойцы отряда Исии на передовой в районе Халхин-Гола, на заднем плане под горкой без каски – Сиро Исии. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Сиро Исии разделил своих людей, участвовавших в Номонганской войне, на два отряда: основной отряд профилактики водоснабжения майора Сасаки (佐佐木) и небольшой отряд смертников. Исии лично руководил обоими подразделениями во время боевых действий. В задачу первого входило безопасное снабжение питьевой водой частей Квантунской армии на передовой.

Отряд профилактики водоснабжения майора Сасаки занимался безопасным снабжением питьевой водой частей Квантунской армии на передовой. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Группа смертников, которой командовал майор Икари Цунэсато (碇常重), была секретным диверсионным отрядом особого назначения, в задачу которого входило испытание и боевое применение бактериологического оружия. Отряд камикадзе насчитывал 22 человека, прошедших специальную подготовку.

Крайний справа - майор Икари Цунэсато, который командовал группой смертников, в задачу которой входило испытание и боевое применение бактериологического оружия. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Перед выездом на передовую из Харбинского управления профилактики и водоснабжения Квантунской армии они поклялись жизнью навсегда сохранить свою миссию в тайне, подписавшись собственной кровью под приказом своего командира. В районе реки Халхин-Гол группа смертников дислоцировалась в местечке Цзянцзюньмяо.

Перед вторым этапом конфликта на Халхин-Голе Сиро Исии по приказу штаба Квантунской армии разработал план ведения бактериологической войны, предложив несколько вариантов:

1. Обстрел войск противника из артиллерийских орудий специальными боеприпасами, снаряженными инфицированными мелкими животными, предметами и продовольственными продуктами;

Первоначальный план ведения бактериологической войны, разработанный Сиро Исии предусматривал обстрел войск противника из артиллерийских орудий специальными боеприпасами

2. Сброс с самолетов бомб его конструкции в керамическом корпусе. В бомбу, которая подрывалась над поверхностью земли, помещались около 5000 зараженных чумой блох. Самолет мог нести 10 таких бомб, после рассеивания на поверхности блохи могли распространять заболевание, кусая людей. Ранее для применения бактериологического оружия Исии изобрел специальную бомбу, которая получила название «бомба системы Исии». У этой бомбы был фарфоровый корпус, куда помещались зараженные бактериями блохи. Взрыв бомбы происходил на высоте 50—100 м над поверхностью земли, что обеспечивало максимально широкое заражение местности.

Летчики авиационного подразделения Маньчжурского отряда 731. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

3. Посылка отряд смертников на западный берег реки Халхин-Гол с заданием заразить болезнетворными бактериями или отравить все источники воды, а также заразить воду в реке. Как показал на допросе в ходе Хабаровского процесса Ямада Отозоо: «…основными и наиболее эффективными методами применения бактериологического оружия являлись: сбрасывание бактерий с самолетов и наземный способ применения бактерий. При помощи самолетов бактерии сбрасывались либо в специально начиненных бомбах, или распылялись с помощью специальных приспособлений, имевшихся на самолетах. Наземный способ состоял в заражении бактериями водоемов, пастбищ и скота».

Учения Маньчжурского отряда 731 на реке Сунгари для разработки эффективных методов заражения рек. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Тем не менее, командующий подразделениями Квантунской армии на передовой в районе Халхин-Гола Мититаро Комацубара счел все три предложенных Исией варианта неприемлемыми. По его мнению, обстрел из артиллерийских орудий не удастся сохранить в тайне, в ответ советские войска также начнут обстреливать позиции императорской армии, и в этом случае бактериологические боеприпасы тоже попадут под огонь советско-монгольских войск, и могут взорваться на собственных позициях. При распылении с самолета воздушное судно может быть сбито противником над японскими позициями. В случае направления группы камикадзе за линию фронта отравление и заражение болезнетворными бактериями источников воды также маловероятно, поскольку такие источники находятся под надежной охраной советско-монгольских войск.

Как пишет японский исследователь Мацумото Сохэй (松本草平), в итоге были приняты к исполнению два уточненных варианта:
1. Бактериологические боеприпасы тщательно хранить в передовых частях, но осуществлять их боевое применение, обстреливая советско-монгольские войска на западном берегу Халхин-Гола, предполагалось только в случае крайне неблагоприятного развития обстановки или отступления японских войск. В настоящее время известно, что в период Номонгаской войны тогдашние мощности отряда Сиро Исии по производству бактериологического оружия работали круглосуточно. Один из пленных японцев Тамура Ёсио (田村良雄) вспоминал , что с началом конфликта командир отделения в Шанькоу приказал ему и еще четырем военнослужащим отряда в течение трех дней изготовить более двух тысяч гранат со спорами сибирской язвы. Данные боеприпасы были доставлены специальными людьми на позиции японской артиллерии на передовой.

Командующий подразделениями Квантунской армии на передовой в районе Халхин-Гола Мититаро Комацубара

Бактериологические боеприпасы хранились на передовых позициях артиллерийских частей Квантунской армии

2. Распространить бактерии в верхнем течении рек Халхин-Гол и Хулусытай, чтобы заразить тяжелыми заболеваниями советско-монгольские войска, находящиеся ниже по течению. Согласно этому решению японского командования группа смертников отряда Исии 10 июля 1939 г. начала подготовку операции, которая стала первой в истории Второй мировой войны практической попыткой боевого применения бактериологического оружия.

Согласно этому решению японского командования группа смертников отряда Исии распространяла бактерии в верхнем течении рек Халхин-Гол и Хулусытай, чтобы заразить тяжелыми заболеваниями советско-монгольские войска, находящиеся ниже по течению. Эта операция стала первой в истории Второй мировой войны практической попыткой боевого применения бактериологического оружия. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

«Пионеры» бактериологической войны

12 июля группа майора Икари была доставлена на грузовиках к опушке соснового бора недалеко от реки Халхин-Гол за пределами видимости с западного берега. Японцы были одеты в обычную полевую форму без знаков различия и кокард на кепи, чтобы в случае обнаружения выглядеть как обычные военнослужащие. Они выгрузили две надувные лодки, 10 больших металлических канистр и стеклянных бутылей с концентратами бактерий сапа, брюшного тифа, холеры и чумы, металлические фляги для воды, ковши-черпаки с длинными рукоятями, тросы и другой инвентарь, помещенный в большие кожаные ящики.

Через бор в сторону берега японские смертники передвигались скрытно, плавсредства, оборудование и инвентарь переносили на себе. Достигнув опушки бора у правого берега реки, майор Икари тщательно осмотрел с помощью бинокля монгольский берег. Не обнаружив противника на противоположном берегу и его самолетов в небе, японцы, стараясь укрыться в высокой траве, накачали лодку, погрузили емкости с концентратами бактерий и спустили лодку на воду. К лодке был прикреплен длинный трос, другой конец которого японцы привязали к дереву на берегу. Японцы в лодке принялись грести от берега, постепенно распуская трос.

Выгрузка концентратов бактерий в воду Халхин-Гола осуществлялась с надувных лодок

Когда они достигли середины реки одни солдаты в лодке по команде Икари стали грести, направляя лодку вверх по течению, а другие открыли емкости и приступили к выгрузке концентратов бактерий в воду Халхин-Гола. При этом японцы на берегу также тянули лодку на канате против течения – чтобы избежать заражения, японцы выгружали концентраты по течению, чтобы их сразу относило от лодки. Таким образом японцы прошли участок реки протяженностью 1 километр, выгрузив в Халхин-Гол 22,5 кг сметанообразного концентрата опаснейших болезнетворных бактерий. При этом два японских офицера на берегу черпаками осуществляли забор образцов воды, измеряли её температуру и скорость течения. Данные наблюдения вносились в журнал, велась подробная фотосъемка. Опорожненные емкости из-под концентратов японцы затопили в реке, затем в том же порядке вернулись в расположение своей части. Опыт ведения бактериологической войны, приобретенный во время конфликта на Халхин-Голе, майор Икари использовал уже в декабре 1940 г. в Китае в районе города Нинбо.

Сиро Исии (справа) на передовых японских позициях в районе Халхин-Гола

13 июля в 1:30 пополудни Сиро Исии прибыл в расположение 71-й роты, занимавшей позиции на южном берегу реки Хулусутай и предупредил, что «вода в реке, возможно, отравлена». Всему личному составу Квантунской армии на передовой было указано употреблять для питья только воду, отфильтрованную с помощью фильтров и машин для фильтрации.

Эффективные действия советско-монгольской авиации и артиллерии сделали снабжение передовых частей Квантунской армии питьевой водой ежедневной головной болью японского командования. Японцы вынуждены были строго ограничить потребление воды. Фото из книги «Номонган, первое военное поражение Японии», Цзинань, 2005

Поднявши камень, себе же отшибли ногу

Очевидно, что люди Исии не ограничились разовой акцией. Военнослужащий его отряда Цурута Канэтоси (鹤田兼敏) вспоминал, что в августе 1939 года в Цзянцзюньмяо под охраной в были доставлены бочках из-под бензина блохи, предназначенные для заражения советско-монгольских войск. Вместе с тем отделение камикадзе, в котором он участвовал, в период с 20 августа вплоть до заключения перемирия трижды распространяло бактерии брюшного тифа в верхнем течении рек Халхин-Гол и Хулусытай. При этом командир его отделения заразился тифом сам и вскоре умер в Хайларском госпитале сухопутных войск.

Несмотря профилактику инфекционных заболеваний в подразделениях Квантунской армии, во фронтовых частях 1340 солдат и офицеров заразились брюшным тифом, дизентерией и холерой. Все заболевшие были доставлены в Хайлар для лечения в госпитале сухопутных войск. Как утверждает китайский эксперт по преступлениям отряда 731 Хань Сяо, когда больные солдаты и офицеры Квантунской армии во второй декаде августа переполнили хайларские госпиталя, в Хайлар была направлена группа из 10 инспекторов во главе с капитаном Ямасита Кэндзи (山下健次).

Несмотря профилактику инфекционных заболеваний в подразделениях Квантунской армии, во фронтовых частях 1340 солдат и офицеров заразились брюшным тифом, дизентерией и холерой. Группа инспекторов во главе с капитаном Ямасита Кэндзи установила, что источником инфекции являются бактерии, распространяемые самой же Квантунской армией.Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

В результате обследования в общей сложности 8500 военнослужащих было установлено, что источником инфекции являются бактерии, распространяемые самой же Квантунской армией. При этом заболевания стали быстро распространяться. Министерство здравоохранения Маньчжоу-Го сформировало из своих подразделений большую группу, которая была направлена в этот район для ведения интенсивных профилактических работ. В городе Хайлар и провинциях Маньчжоу-Го были созданы санитарно- противоэпидемические бюро.

Министерство здравоохранения Маньчжоу-Гобыло вынуждено сформировать из своих подразделений большую группу, которая была направлена в этот район для ведения интенсивных профилактических работ. В городе Хайлар и провинциях Маньчжоу-Го были созданы санитарно- противоэпидемические бюро. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

По китайской поговорке, японцы, поднявши камень против советско-монгольских войск, себе же отшибли ногу (по-русски, сами угодили в вырытую для противника яму). Тем более, развязанная японцами преступная бактериологическая война не смогла предотвратить их поражение на Халхин-Голе. Правда, после поражения Японии в 1945 г. и Сиро Исии, и Икари Цунэсато смогли вернуться в Японию.

«Обвинять отряд в военных преступлениях нет оснований»

Как известно, после начала наступления Советской Армии в августе 1945 г., чтобы скрыть доказательства подготовки ведения бактериологической войны, японское командование отдало приказы о ликвидации отрядов № 731 и 100 и следов их деятельности. Работы по эвакуации отряда 731 начались в ночь с 10 на 11 августа. Важнейшие материалы — описания применения бактериологического оружия на территории Китая, кипы протоколов вскрытий, описания этиологии и патогенеза, описания процесса культивирования бактерий были сохранены и вывезены Сиро Исии в Японию, которая была оккупирована американскими войсками.

Чтобы скрыть доказательства подготовки ведения бактериологической войны, японское командование отдало приказ взорвать военно-бактериологический комплекс отряда № 731. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

9-19 июня и 1-20 июля 1956 г. в Китае в Шэньяне состоялся процесс над бывшими военнослужащими японской армии, виновными в подготовке и ведении в Китае бактериологической войны. Китайцы осудили 11 человек, в том числе командира отделения 162 отряда 731 в Линькоу, а также сотрудников японской жандармерии, виновных в организации т.н. «особых отправок», то есть направлении в спецтюрьму узников, которых изуверы использовали для опытов в качестве «бревен».

Сиро Исии(стоит крайним справа) с семьёй, Харбин, март 1945 г. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

Американцы не пожелали привлечь к суду главных организаторов подготовки бактериологической войны Исии Сиро и заменившего его на посту руководителя отряда № 731 с марта 1942 г. по март 1945 г. Китано Масадзо. В обмен на гарантированную безопасность Исии и Китано передали секретные данные, касающихся бактериологического оружия, американским специалистам. По утверждению С. Моримуры, Исии американцы выделили в Токио специальное помещение, где он занялся приведением в порядок материалов отряда 731, вывезенных из Пинфана. В то же время советской стороне, потребовавшей выдачи бывших командиров формирования № 731, был дан ответ, что «местопребывание руководства отряда 731, в том числе Исии, неизвестно и обвинять отряд в военных преступлениях нет оснований».

Главные организаторы подготовки бактериологической войны – Исии Сиро и заменивший его на посту руководителя отряда № 731 с марта 1942 г. по март 1945 г. Китано Масадзо – не были привлечены к суду по вине американцев. Фото из книги «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

На Токийском процессе вопрос о применении бактериологического оружия не рассматривался и о проведении экспериментов над людьми говорилось лишь в одном документе, который по вине американского обвинителя не был озвучен на процессе. Злой гений отряда 731 — Сиро Исии — безбедно жил в Японии и умер от рака в 1959 году, а разработанная им керамическая бомба с бактериологическим боеприпасом послужила прототипом для американских контейнеров аналогичного назначения типа «яичная скорлупа».

Схема бегства Маньчжурского отряда 731 из Маньчжоу-Го через Корею в Японию. Источник: «Сборник документов о ведении японской армией бактериологической войны. Хулуньбуир, 2010»

По мнению обозревателя журнала «Эксперт» Сергея Долмова, упоминавшийся в начале этой статьи скандал по поводу самолета японского премьера с бортовым номером 731, по всей видимости, является частью стратегии по преодолению Японией психологического наследства Второй мировой войны. За послевоенные десятилетия в Токио, видите ли, «устали постоянно оглядываться на своих соседей, вечно припоминающих японцам грехи отцов» . И поскольку после войны главные японские военные преступники, виновные в бесчеловечной подготовке бактериологической войны, избежали справедливого суда, то Япония сейчас может открыто оспаривать историю «отряда 731», называя его зверства предметом домыслов и спекуляций.

Редакция благодарит за помощь в подготовке данной публикации китайского исследователя из города Хулуньбуир г-на Сюй Чжаньцзяна.

Автор: Александр ТАРАСОВ