Вишня расцветает ночью
Вишня расцветает ночью
Отряд 731
Отряд 731

Фамильное серебро

Когда в Москве и тогда еще Ленинграде конца 60-х и начала 70-х годов прошлого века началось активное переселение из старых домов в новые спальные районы, все чердаки и даже мусорные баки в сени уютных двориков были забиты оставленными, брошенными прабабушкиными кружевами, пластинками и альбомами с фотографиями. Кто-то из французских журналистов сравнил это даже с очередным октябрьским переворотом, удивляясь легкости, с которой люди Страны Советов «переводят драгоценные культурные слои на картошку».
В старой Европе любая старая вещь выступает единицей хранения исторической памяти. Как с точки зрения преемственности, красоты и устойчивости бытия, так и чисто с практической точки зрения - свидетельства уходящей натуры всегда в цене.

По признанию многих столичных коллекционеров, именно в то время в СССР собирались самые интересные коллекции бытового антиквариата, в том числе и старинных фотографий, отдельные экземпляры которых позже стали «всплывать» в ломбардах, музеях и комиссионках.
Это действительно напоминало 20-ые годы, когда личное и милое сердцу из семейных альбомов, буфетов и сундуков, то ли не поместившееся в багажах навсегда покинувших Россию, то ли продаваемое в голодное время за хлеб или сахар, перекочевало в магазины и на «барахолки».

В книге Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы», в которой речь идет о Ташкенте 60-х годов, своеобразном котле, где в жизненном супе «варились» люди десятков национальностей, тема старых фотографий проходит неким лейтмотивом. Две девочки, героини романа, видят на рынке фото умопомрачительной красавицы прошлых лет с горделивой осанкой, княгини в изгнании, и так мечтают заполучить изображение в собственность, как будто от этого зависит их дальнейшее счастье. Как правило, впрочем, так и происходит.

Та девочка, которая, накопив денег, первой покупает вожделенный портрет, пройдя сквозь немыслимые жизненные испытания, в конце концов, как в сказке, получает и славу, и богатство, и личное счастье.

Приобрести столь оригинальное фамильное серебро удалось и чебоксарским коллекционерам, одни из которых сами находили их в столичных дворах, другие покупали на комиссионных развалах, третьим снимки передавали знакомые и близкие либо дальние родственники. И все же коллекционирование почти у всех начиналось именно с фотографий собственных родителей, дедушек, бабушек, дядюшек и тетушек. В Чувашском государственном художественном музее была даже целая выставка подобных раритетов. Куратор выставки «Старинная фотография. Из частных коллекций» Татьяна Чернова сначала увидела такие снимки именно в семейном альбоме. Ее молодые родители занимались модной тогда гимнастикой, гуляли по старым Чебоксарам, оставшимся теперь на дне залива, а представители предыдущих поколений будто пристально вглядывались в глаза потомкам.

Тогда и возникла идея пока единственной такой выставки в наших краях. Историю своей семьи долгие годы собирал священник со сложной биографией Андрей Берман. Программист Вадим Шемаров и вовсе является потомком одних из самых известных чебоксарских купцов Тавриных. Здесь фотографии трепетно берегли как историю рода. Художница Вера Курочкина почти всю свою коллекцию привезла из родной Казани. Люди несли ей сокровенное, зная, что она сохранит, а потом кто-нибудь сможет увидеть эти лица, давно унесенные временем. В руки художницы попали даже фотографии звезд начала прошлого века, где никому уже не известные «кудрявецкие» и «гольдштейны» соседствуют с мировыми легендами - Шаляпиным, Комиссаржевской и Ермоловой. Много лет проработавшая в музейной библиотеке Муза Сергеевна Бочарова на семейных фотографиях, похожих на кадры немого кино, видит никаких не прабабушек, а маму и сестер, брата, отца и их многочисленных друзей, играющих в крикет, завтракающих на летней террасе или гуляющих по палубе парохода периода первой мировой войны. Огромную часть ее коллекции составляют открытки и фото уехавшей после 17-го года в США тети Анастасии, балерины, выступавшей на Бродвее со своим мужем, танцовщиком Годуновым (не путать с Александром Годуновым, эмигрировавшим из СССР в 1979!). Понятно, что в советское время, а особенно в 30-ые годы, эта красота никому не показывалась даже в принципе.

Все это теперь, как говорится, фотографии музейного уровня, то есть весьма ценный исторический культурный продукт. Будь это «серебро» из знаменитых фотоателье или результат вдохновения любителя, заставлявшего домашних часами позировать перед камерой образца 1904 года, когда наличие такого аппарата в семье говорило либо о большом достатке, либо о блестящем образовании, а скорее, и о том и другом вместе.

«Никогда не выбрасывайте фотографий предков»,- почти суеверно предупреждают психологи. Вместе с ними вы, оказывается, выбросите лучшее в себе, в том числе долгосрочную уверенность в своих силах и уважение потомков. Чем, собственно, и поплатились многие советские люди, жившие одним днем и обрубившие корни, не знающие своего «древа» дальше деда и бабки. Сегодня все большую популярность приобретает целая дисциплина под названием психогенеалогия, которая утверждает, что некоторые наши жизненно важные решения, мечты, удачи или неудачи имеют прямую связь с событиями жизни наших предков. Поэтому хорошо бы не только собрать как можно больше данных о предках, но и понять их характер, поведение и выявить события, которые оказывают на наше настоящее решающее влияние. В каждой семейной саге свои женитьбы и разводы, неудачи и триумфы, тайны и недосказанности. И иногда, как утверждают уже пустившиеся в это увлекательное плавание, можно обнаружить довольно удивительные, если не сказать, странные повторы. То узнаваемые конфликты, то схожие даты. Даже выбор имен или партнеров по браку вдруг оказывается понятен как божий день.

Известен случай, когда молодой человек, увлекшись генеалогий рода, нашел фотографию прабабушки, как две капли воды похожей на девушку, с которой он, мучаясь, решил было расстаться. Причем у его прадеда была похожие сложности в отношениях со своенравной красавицей, обернувшиеся затем огромным счастьем. Надо ли говорить, что молодой летописец рода узрел в этом перст судьбы и бросился вдогонку за любовью всей жизни. И это отнюдь не голливудская история.

Рита КИРИЛЛОВА